Голоса столетий и память поколений |
![]() |
![]() |
![]() |
22.11.11 06:29 |
Антология казахской музыки представляет своеобразный диалог с прошлым и открытие новых граней уникальной многовековой культуры казахского народа. Это издание является продолжением серии, выполняемой в рамках государственной программы «Культурное наследие». Этот проект выполнен коллективами Института литературы и искусства имени М. Ауэзова и Казахской национальной консерватории имени Курмангазы.
Если первый выпуск антологии был посвящен музыке древности, то во второй том включены образцы музыкального фольклора средневековья. Неоднозначные исторические события XV—XVIII веков нашли непосредственное отражение в сокровищнице казахской музыкальной культуры — в устно-поэтическом, песенном и инструментальном творчестве. При составлении настоящего тома необходимо было компактно охватить различные формы музыки казахов. Согласно ранее определенной концепции, материал книги систематизирован по двум разделам, которые отражают красочную панораму формирования, бытования и развития многообразных видов, жанров и стилей национального музыкального искусства вплоть до XVIII столетия. Это 156 песен и 75 кюев. Первый раздел состоит из введения, вступительной статьи, а также песен трудовых, лирических и сугубо национальных типов фольклора — песен типа «коныр», «толгау», «терме», песен-назиданий, песен-загадок. Далее следуют исторические песни, религиозные напевы и музыка эпоса. Во второй раздел антологии включены парадигмы традиционного инструментального фольклора. Это домбровые и кобызовые кюи: обрядово-бытовые, лирические, исторические, эпические, кюи-посвящения и жыр-кюи. Все они приведены в современную нотную систему (ре-соль) и имеют исполнительские штрихи. Издание заключают примечания к нотным материалам с дополнительными комментариями, сведения о собирателях-фольклористах, здесь приведены также краткие данные об участниках данного проекта, список казахских народных инструментов и использованной литературы. Книга снабжена резюме на русском и английском языках. Центральное место во втором томе антологии занимает эпос как монументальное, циклическое и многосоставное произведение народного творчества. Он составляет многовековой фонд духовной культуры. Музыка эпоса богато представлена в двух видах — героическом («Кобыланды», «Коруглы», «Алпамыс») и лирическом («Козы-Корпеш — Баян-Сылу», «Кыз-Жiбек», «Енлик-Кебек»). Приведены классические образцы музыки эпоса, с их тематической основой, образным строем и наличием обрядово-фольклорных жанров (бата, каргыс, жоктау и другие). В научном описании эпоса отмечаются его характерные черты — театральность, сценичность и наличие элементов музыкальной драматургии с чертами оперности. Так, эпическому повествованию предшествует кiрiспе — своего рода пролог, затем — экспозиция, а далее происходит развитие сюжета, завязка драматических коллизий, кульминация и развязка (финал) Как известно, идеи и темы любви к родине, защиты родной земли и преданности родному народу в эпических сказаниях имеют общечеловеческий характер. Они являются главенствующими в эпической культуре многих народов мира. Отбирая материалы эпосов «Козы-Корпеш — Баян-Сылу» и «Кыз-Жiбек», мы опирались на новое московское издание — «Козы-Корпеш и Баян-Сулу, Кыз-Жибек. Казахский романический эпос». (М.: Восточная литература, РАН, 2003). Особо выделен жанр жыр-кюя, подобранный с учетом локальных особенностей различных регионов Казахстана. Здесь впервые представлены образцы, сохраняющие специфические особенности запада республики. Традиционная музыка казахского народа — богатейшая сокровищница духовного наследия. Функционируя в устной форме, передаваясь из поколения в поколение, бережно сохраняясь, динамично развиваясь и приумножаясь, на рубеже нового тысячелетия она приобрела огромное историческое значение и непреходящую художественную ценность. Ибо Великая степь веками жила одухотворенная поэзией, метким красноречием, проникновенными песнями и зажигательными кюями. Их завещали потомкам гордые и свободные духом носители духовности — жырау, акыны, оленши, кюйши, энши О талантливости народа метко сказал великий русский ученый, названный Ч. Валихановым «Геродотом казахской степи», А. Левшин: «Киргизы (казахи. — С. К.)... представляют новое доказательство того, что человек родится поэтом или музыкантом». Его подерживает немецкий музыкант А. Эйхгорн, который писал: «То беспечно-детские и веселые, как бы жеребята на зеленых пастбищах, то сильные и жизнерадостные, властные и свободные, как орел, поднимающийся к голубому небу в степи, киргизские (казахские. — С. К.) песни, исполняемые всеми, от мальчика до старца, как девушками, так и женщинами, — являются... его неприкосновенным достоянием, как бы точным слепком с самого народа!». Здесь также уместно высказывание известного русского ученого Г. Потанина, который, восторгаясь богатейшими песенными традициями казахского народа, писал: «Мне чудится, что вся степь казахская поет». Примеров подобного рода множество... Создание многовековой панорамы музыкальной культуры Казахстана — дело благородное и ответственное. Мудрость отцов, голоса столетий получат свое продолжение и в последующих изданиях данного многотомного проекта. Богатейшее наследие художественного гения народа обращено в будущее.
Сара КУЗЕМБАЕВА, профессор |
Последнее обновление 09.08.12 13:13 |